Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2015
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 15

Централизованное тестирование по русскому языку, 2015

1.  
i

Пи­шет­ся А на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ур.. вне­ние
2) не­пром..ка­е­мый плащ
3) п.. триот
4) раск..лить ско­во­род­ку
5) усл.. жнить за­да­чу
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) пр..сы­ще­ние, нат..реть до блес­ка
2) оп..рация, пр..тво­рить­ся глу­хим
3) б..реж­ли­вый, пр..гра­дить путь
4) скр..пучий пол, р..гла­мент
5) про­изв..сти выч..тание
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) во(с/сс)тание
2) гу(м / мм)анист
3) мно­го­гра(н/нн)ый
4) пара(л/лл)ель
5) ра(с/сс)тя­же­ние
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) зажж.. н огонь
2) беч.. вка
3) морж.. вый ус
4) борж.. ми
5) укры­тая плащ.. м
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте двух про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) длин­ные рес­ниц.., сест­риц.. н
2) грац..озный, без.. скус­но
3) под.. скать, дез.. нфор­ма­тор
4) раз­жеч.., уйти проч..
5) п.. еде­стал, сверх.. есте­ствен­ный
6.  
i

Пи­шет­ся Е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) рас­тут в этом меж­ду­рядь.., но­во­бран.. ц
2) оста­лось в памят.., к старш.. му брату
3) ле­ген­да о летящ.. м дра­кон..
4) иду к Мари.., котёноч.. к
5) кварц.. вый, череш.. нка.
7.  
i

Пи­шет­ся Е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) засе.. нные поля
2) она высуш.. т обувь
3) об­те­ка.. мый
4) вы­нянч.. вшая нас
5) зав­тра выпиш.. шь га­зе­ту.
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)слож­ная, но сроч­ная ра­бо­та; гряд­ки (не)вско­па­ны
2) да­ле­ко (не)про­стой выбор; в ней го­во­рит (не)зло­па­мят­ность, а обида
3) до­воль­но (не)обыч­ное хобби; (не)строй­но под­пе­вать
4) (не)думая о близ­ких людях; (не)бли­ста­ю­щий ост­ро­уми­ем
5) (не)при­глашённые на ужин дру­зья; (не)дви­га­ю­щий­ся объ­ект.
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

Я стоял, как мне по­ка­за­лось, очень долго, зная, что здесь мне боль­ше 1) н.. когда 2)н.. бы­вать. Ко­неч­но, я 3)н.. мог 4) н.. со­жа­леть об этом, но, как 5)н.. груст­но было по­ки­дать род­ные места, я всё же за­ста­вил себя со­брать­ся и дви­нул­ся в путь.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (кино)съёмка
2) (пол)лица
3) рас­кры­вать (по)не­мно­гу
4) (се­ве­ро)ка­зах­стан­ский кли­мат
5) (мин­даль­но)гвоз­дич­ный аро­мат
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) И на стихи есть то(же) мода.
2) Обо­ня­ние у тигра от­но­си­тель­но сла­бое, (за)то он об­ла­да­ет ве­ли­ко­леп­ным слу­хом и зре­ни­ем.
3) Рас­пах­ну окно (на)встре­чу свету!
4) Имей (в)виду, у каж­до­го гросс­мей­сте­ра все­гда есть за­пас­ные ва­ри­ан­ты.
5) Он всю жизнь ра­бо­тал много, бук­валь­но (на)износ.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) За­бо­та вос­пи­та­те­ля_ утвер­дить в дет­ском серд­це чув­ство любви к ма­те­ри.
2) Зелёная трава на улице, шу­мя­щая листва на де­ре­вьях, солн­це над го­ло­вой _ всё кру­гом вы­гля­де­ло ра­дост­ным и при­вле­ка­тель­ным.
3) Элек­три­че­ский свет_ слов­но жид­кий ян­тарь.
4) Мно­гие ду­ма­ют, что Ка­ра­ку­мы_ это толь­ко пески, но в пу­сты­не много и пло­до­род­ной земли.
5) Язык_ есть спо­соб су­ще­ство­ва­ния мысли.
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., lпри­част­ный обо­рот|,... ].

1) Я вышел на тер­ра­су и пе­ре­гнув­шись через пе­ри­ла по­гля­дел вниз.
2) Позд­ней осе­нью ли­стья ка­зав­ши­е­ся вы­ре­зан­ны­ми из брон­зы то­пор­щи­лись на вет­ках кря­жи­сто­го дуба.
3) К плос­ко­стям и вер­ти­ка­лям го­род­ско­го про­спек­та окружённого с двух сто­рон не­бо­скрёбами при­мы­ка­ет ста­рая мос­ков­ская улоч­ка.
4) Все при­ле­га­ю­щие к пло­ща­ди улицы были за­пол­не­ны лю­дь­ми.
5) Ря­зан­ская при­ро­да вос­пе­тая Есе­ни­ным вы­зы­ва­ет живой от­клик в моей душе.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Кста­ти и цветёт ря­би­на уди­ви­тель­но кра­си­во и пышно.
2) За­ду­вал с се­ве­ра сви­ре­пый ветер гре­ме­ли по ночам кров­ли дач и ка­за­лось что кто-то бе­га­ет по ним в же­лез­ных са­по­гах.
3) Не надо су­дить о людях ис­клю­чи­тель­но по их сло­вам.
4) К слову ска­зать она была хо­ро­шей пи­а­нист­кой.
5) Итак наши плов­цы за­ня­ли все при­зо­вые места.
15.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Надо и знать_ и лю­бить_ и бе­речь свою землю_ и свою ро­до­слов­ную_ и свой язык.
2) Убран­ство ком­на­ты со­став­ля­ли ста­рин­ный стол_ и диван с на­кид­ка­ми_ и поду­шеч­ка­ми.
3) Его гим­на­зи­че­ское паль­то_ и ка­ло­ши, во­ло­сы на вис­ках_ и фу­раж­ка были по­кры­ты инеем_ и весь он из­да­вал вкус­ный мо­роз­ный запах.
4) Ка­пи­тан в шлюп­ке огля­ды­вал­ся_ то на ребёнка_ то на па­ро­ход.
5) В свете луны всё ка­за­лось либо го­лу­бым_ либо зелёным_ либо пе­пель­ным.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я думаю, что вы по­ни­ма­е­те те­перь, как важна для ху­дож­ни­ка его ду­хов­ная сво­бо­да и как в то же время труд­на и от­вет­ствен­на за­да­ча её осу­ществ­ле­ния.
2) Про­лил­ся быст­рый дождь и через серую пе­ле­ну об­ла­ков про­рва­лось осен­нее солн­це.
3) Сроч­но тре­бо­вал­ся от­лич­ный пло­вец-ны­ряль­щик, ко­то­рый бы опре­де­лил, что слу­чи­лось с греб­ным вин­том и если удаст­ся, ис­пра­вил бы по­вре­жде­ние.
4) Её била дрожь и ду­ши­ли слёзы обиды.
5) Вско­ре она убе­ди­лась, что хотя обу­че­ние актёров и было по­хо­же на то, как их учили в Чи­ка­го, здесь ре­жиссёр вёл себя со­всем иначе.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся

двое­то­чие, так как вто­рая часть на­зы­ва­ет при­чи­ну, ос­но­ва­ние того, о чём го­во­рит­ся в пер­вой части:

1) Всю до­ро­гу до ху­то­ра мы ехали молча_ го­во­рить ме­ша­ла тряс­кая езда.
2) Про­шла не­де­ля, дру­гая_ Алек­сей домой не воз­вра­щал­ся.
3) Рас­ска­зать о своих бедах и стран­стви­ях у меня не по­лу­чи­лось_ после каж­до­го моего слова тётушка при­ни­ма­лась сто­нать и при­чи­тать.
4) Я огля­нул­ся назад_ серые кони с пе­ре­ко­сив­ши­ми­ся уди­ла­ми мча­лись по снегу.
5) Ей пред­ста­ви­лась страш­ная кар­ти­на_ хруп­кая ладья несётся по те­че­нию реки.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Биб­лио­те­карь пре­ду­пре­ди­ла стро­го: — Не уно­си­те книгу из зала! — Хо­ро­шо, я толь­ко по­смот­рю оглав­ле­ние, — за­ве­рил Ва­лен­тин.
2) «Мне к ра­бо­те не при­вы­кать», — храб­ро ска­зал пар­ниш­ка.
3) — Он на три года мо­ло­же тебя, — воз­му­ти­лась она и хо­лод­но при­ба­ви­ла: — И у него нет по­сто­ян­но­го места ра­бо­ты.
4) «Ты, милок, — хитро при­щу­рив­шись, про­изнёс ста­рик: — По­жи­ви с моё, тогда и спорь».
5) Шарль де Ко­стер счи­тал, что: «счаст­лив тот, кто и в чёрные дни со­хра­ня­ет чи­сто­ту серд­ца».
19.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Изоб­ра­же­ния ге­пар­дов трак­ту­ют­ся на древ­не­еги­пет­ских фрес­ках и ба­ре­лье­фах_ как сим­вол храб­ро­сти.
2) Ле­ген­да о ве­ли­ком по­то­пе есть не что иное_ как ги­по­те­за ка­ко­го-ни­будь древ­не­го учёного о спо­со­бе об­ра­зо­ва­ния про­ли­вов между ост­ро­ва­ми.
3) По­сре­ди пло­ща­ди, утрам­бо­ван­ной_ как мо­сто­вая_ стоит до­ща­тое со­ору­же­ние.
4) Сёстры бро­си­лись об­ни­мать­ся_ как будто они не ви­де­лись не­сколь­ко ме­ся­цев.
5) В Во­лог­де были рас­про­стра­не­ны_ как пар­ная тех­ни­ка пле­те­ния кру­жев_ так и сцеп­ная.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

На за­па­де по­гас­ли по­след­ние от­блес­ки ве­чер­ней зари 1)_ и 2)_ когда всё кру­гом по­гру­зи­лось в ноч­ной мрак, мы смог­ли на­блю­дать за­во­ра­жи­ва­ю­щее кра­со­той све­че­ние моря; на дру­гое утро ка­ра­уль­ные со­об­щи­ли мне 3)_ све­че­ние мор­ской воды 4)_ про­длив­шись всю ночь 5)_ пре­кра­ти­лось толь­ко перед рас­све­том.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те си­но­ни­мы к фра­зео­ло­гиз­му «во весь дух»:

1) вы­пу­стить пар
2) ра­зе­вать рот
3) во все ло­пат­ки
4) изо всех сил
5) во всю прыть.
22.  
i

Ука­жи­те, какие сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные це­поч­ки со­став­ле­ны пра­виль­но:

1) мол­чать→ мол­ча­ли­вый→ мол­ча­ли­вость
2) мо­ло­дой → мо­ло­дость → молодёжь
3) сест­ра→ сест­ри­ца→ сест­ри­цын
4) маска→ мас­ки­ров­ка→ мас­ки­ро­воч­ный
5) одоб­рить→ одоб­ри­тель­ный → не­одоб­ри­тель­ность
23.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии имени су­ще­стви­тель­но­му?

На место про­ис­ше­ствия при­был отряд спа­са­те­лей.

1) Муж­ско­го рода
2) оду­шевлённое
3) вто­ро­го скло­не­ния
4) в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа
5) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа.
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Ин­фи­ни­тив (не­опре­делённая форма гла­го­ла) имеет все по­сто­ян­ные и все не­по­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки, при­су­щие гла­го­лу.
2) Де­е­при­ча­стие имеет при­зна­ки гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го.
3) Жжёт, жжёшь - это пра­виль­но об­ра­зо­ван­ные формы гла­го­ла жечь.
4) В пред­ло­же­нии "Ильин не одоб­рял на­ме­ре­ния но­во­го ком­ба­та прой­тись по око­пам" ин­фи­ни­тив вы­пол­ня­ет функ­цию не­со­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния.
5) В гла­голь­ных фор­мах "за­нять, за­ня­та" уда­ре­ние па­да­ет на пер­вый слог.
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) За год ас­пи­рант опуб­ли­ко­вал пять на­уч­ных пуб­ли­ка­ций.
2) Мой сосед на за­висть всем купил новый гон­чий мо­то­цикл.
3) Мало мы ещё уде­ля­ем зна­че­ния раз­ви­тию эко­ло­ги­че­ско­го ту­риз­ма.
4) В про­из­ве­де­ни­ях ху­дож­ни­ка ор­га­нич­но со­че­та­ют­ся ис­то­ри­че­ские и со­вре­мен­ные сю­же­ты.
5) Черты его лица от­ли­ча­лись пра­виль­но­стью, если не счи­тать гру­бо­ва­той формы под­бо­род­ка.
26.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Тайга, уба­ю­кан­ная ве­чер­ней про­хла­дой, го­то­ви­лась встре­тить ночь.
2) Он от­ли­чал­ся не толь­ко при­ят­ны­ми чер­та­ми лица, но и хо­ро­ши­ми ма­не­ра­ми.
3) Объ­яс­ни­те людям о том, что им нужно де­лать.
4) Поль­зу­ясь со­ве­та­ми спе­ци­а­ли­стов, всё ста­нет про­стым и по­нят­ным.
5) Да­вай­те спро­сим его о том, что как он со­би­ра­ет­ся это сде­лать.
27.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже утвер­жде­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста:

1) Мех боб­ров очень ценен.
2) Хвост бобра по­крыт гу­стым кра­си­вым мехом.
3) Хвост слу­жит бобру рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии.
4) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти у бобра оди­на­ко­вой длины.
5) Бобры ведут пре­иму­ще­ствен­но ноч­ной образ жизни.
28.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи - опи­са­ние
4) тип речи - по­вест­во­ва­ние
5) за­да­ча речи - рас­ска­зать о жизни боб­ров в за­по­вед­ни­ках.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 7-е и 8-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ский по­втор
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ния
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии «име­ю­щий вы­со­кую кон­це­ит­ра­цию чего-либо, на­сы­щен­ный»
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии «со­сто­я­щий из мно­же­ства близ­ко рас­по­ло­жен­ных друг к другу од­но­род­ных пред­ме­тов, ча­стиц»
3) си­но­ним - чрез­мер­ный
4) ан­то­ним - тя­гу­чий
5) ан­то­ним - ред­кий
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Най­ди­те в 5-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­но­го звука. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Най­ди­те в 11-м пред­ло­же­нии от­но­си­тель­ное при­ла­га­тель­ное и за­пи­ши­те его в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Най­ди­те в 12 - м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 10 - м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Не­ко­то­рое время туман ещё дер­жит­ся, рас­сти­ла­ясь мо­лоч­ной пе­ле­ной над рекой , ко­то­рая из­ги­ба­ет­ся между жи­во­пист­ны­ми хол­ма­ми, потом под­ни­ма­ет­ся вверх и ис­че­за­ет, рас­тво­рив­шись в про­зрач­ном утрен­нем воз­ду­хе.

36.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­но на­ру­ше­ние мор­фо­ло­ги­че­ской нормы.

Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его, ис­пра­вив, в нуж­ной форме в об­ласть от­ве­тов.

 

Лось сво­бод­но под­ни­ма­ет вьюк мас­сой до ста ки­ло­грам­мов, а в сан­ной упряж­ке везёт и более четырёхста ки­ло­грам­мов

37.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   оформ­ле­ние

Б.   по-де­ре­вен­ски

В.   мыс­ли­тель

Г.   за­ва­роч­ный

1.   ко­рень+ суф­фикс + суф­фикс

2.   ко­рень+ суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

3.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс+ окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Ваше за­яв­ле­ние насчёт эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния в про­из­вод­стве этого ма­те­ри­а­ла дис­кус­сио...о

Б.   Имен­но на Ближ­нем Во­сто­ке в сред­ние века ис­кус­ство раз­ве­де­ния и обу­че­ния птиц было до­ве­де.. о до со­вер­шен­ства.

В.   Сер­гей Ва­си­лье­вич , ока­зав­шись на не­из­вест­ной ему тер­ри­то­рии, рас­те­ря...о смот­рел по сто­ро­нам.

Г.   На­прав­ле­ние дви­же­ния по­ез­да было из­ме­не...о.

1.   Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2.   Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3.   Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии , об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с двумя н.

4.   Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма котоporo имеет две буквы н.

5.   Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма котоporo имеет одну букву н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

39.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между вы­де­лен­ны­ми сло­ва­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   На­пе­ре­кор всем не­взго­дам я был бодр и весел.

Б.   Таня хо­те­ла знать, приду ли я на ре­пе­ти­цию.

В.   В от­вес­ной скале, куда вёл мост, вид­не­лось не­сколь­ко боль­ших пещер.

Г.   Толь­ко река шумит да сту­чат камни, уно­си­мые водой.

1)  на­ре­чие

2)  пред­лог

3)  ча­сти­ца

4)  союз

5)  ме­сто­име­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А)   Как по­ла­га­ют раз­ра­бот­чи­ки за­ко­на, эко­ло­ги­че­ская без­опас­ность— важ­ное на­прав­ле­ние rocyдар­ствен­ной де­я­тель­но­сти.

Б)  Свет в доме я на­роч­но не по­га­сил, и освещённое окно было хо­ро­шо видно, пока я спус­кал­ся по тро­пин­ке к реке.

В)   Как об­ра­зо­ва­лась Земля и яв­ля­ет­ся ли она един­ствен­ной населённой пла­не­той?

Г)  Когда он, сидя на камне у гор­ной реки, сле­дил за полётом ла­сто­чек, сколь­зя­щих кры­лом по воде, или при­слу­ши­вал­ся к жуж­жа­нию пчёл, на душе ста­но­ви­лось легко и ясно.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.